‘Взрыв ‘Фидониси’ послужил сигналом к общему потоплению всех остальных кораблей и через какие-нибудь полчаса все было кончено.
Теперь на страшном своей пустотой и безмолвием рейде только в двух-трех местах из воды торчали верхушки мачт да плавало бесчисленное множество самых разнообразных предметов с затопленных кораблей. Кое-где виднелись также катера и шлюпки, на которых люди, топившие корабли, съезжали на берег.’
Эсминцу ‘Керчь’ оставалось еще затопить линкор ‘Свободная Россия’.
Пожалуй, всем известно, что корабли затопили, чтобы они не достались Германии. Действительно, был выдвинут ультиматум о возвращении кораблей в Севастополь. Невыполнение этого требования дало бы повод Германии нарушить Брестский мирный договор и возобновить наступление. Руководство Советской Республики стояло перед очень сложным выбором.
Еще 1 мая 1918 года основные корабли ЧФ прибыли в Новороссийск из Севастополя. Это был последний остававшийся в наших руках крупный порт в Черном море.
Секретная телеграмма Троцкого в Новороссийск 9 июня 1918 года (номер 14/м):
правительство сочло себя вынужденным формально согласиться на возвращение судов в Севастополь. В этом смысле вам будет послан [не] зашифрованный телеграфный приказ. Но вы обязуетесь его не исполнять и считаться только с отданными ранее предписаниями и с настоящей телеграммой.’
В этот же день Лениным был подписан незашифрованный телеграфный приказ о переводе находившихся в Новороссийске судов ЧФ в Севастополь.
Однако реализовать приказ оказалось гораздо сложнее. Моряки видели 3 варианта развития событий:
– уходить в Севастополь,
– биться до последнего снаряда за флот и Новороссийск,
– затопить корабли.
На кораблях происходили постоянные встречи, голосования, обсуждения. После того как стало известно о том, что есть официальный приказ и есть секретная телеграмма, ситуация усугубилась еще больше.
Чем ближе подходило время, тем напряженнее становилась обстановка. На некоторых кораблях оставалось буквально по несколько человек команды.
Вот результаты референдума команд 16 июня:
– за поход в Севатополь несколько больше 500 голосов
– за уничтожение судов около 450 голосов
– свыше 1000 воздержавшихся или желавших бороться “до последнего снаряда”.
17 июня часть кораблей флота все-таки вышла в Севастополь. Оставшиеся корабли ждали затопления.
Утром 18 июня стало понятно, что личный состав сохранился только на эсминце ‘Керчь’ и частично на эсминце ‘Лейтенант Шестаков’.
Остальные корабли были выведены на рейд на буксире и затоплены. На кораблях был поднят сигнал “ПОГИБАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ“.
Эсминец ‘Керчь’ направился в Туапсе, откуда была отправлена следующая радиограмма:
‘Всем, всем, всем. Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии.’
На следующий день 19 июня эсминец ‘Керчь’ был затоплен своей командой.
Наверняка, после прочтения текста у вас возникли вопросы. Ниже постараюсь ответить на самые основные с указанием первоисточника.
Почему корабли оказалось в Новороссийске в мае 1918 года?
В конце апреля 1918 года немцы стремительно продвигались в Крыму к Севастополю. Из-за возникшей угрозы для Черноморского флота, находившегося в Севастополе, было решено перевести эскадру в Новороссийск. Часть кораблей флота однако осталась в Севастополе.
1 мая оккупационные войска овладели Севастополем. [1]
Какие корабли пришли в Новороссийск в мае 1918 года?
В различных источниках иногда есть несоответствие на один-два корабля. Однако можно сказать, что в Новороссийск прибыли следующие корабли Черноморского флота:
– линкоры “Воля”, “Свободная Россия”,
– эсминцы нефтяного отопления:
1 дивизион: “Дерзкий”, “Беспокойный”, “Пронзительный”,
2 дивизион: “Пылкий”, “Громкий”, “Поспешный”,
3 дивизион: “Керчь”, “Гаджибей”, “Калиакрия”, “Фидониси”,
– эсминцы угольные “Лейтенант Шестаков”, “Капитан-лейтенант Баранов”,
– миноносцы “Жаркий”, “Живой”, “Сметливый”, “Стремительный”. [4]
Сколько кораблей ушло в Севастополь 17 июня 1918 года?
В Севастополь ушли линкор ‘Воля’, а также эсминцы “Дерзкий”, “Беспокойный”, “Пылкий”, “Громкий”, “Поспешный”, миноносцы “Жаркий”, “Живой”.
Однако ‘Громкий’ все же был затоплен по пути свое командой в районе Дообского маяка. [1]
Какие корабли остались в Цемесской бухте?
Линкор “Свободная Россия”, эсминцы “Керчь”, “Фидониси”, “Гаджибей”, “Пронзительный”, “Калиакрия”, “Капитан-лейтенант Баранов”, “Лейтенант Шестаков”, миноносцы “Сметливый”, “Стремительный”.
Как именно было затоплены корабли в Цемесской бухте?
Эсминец ‘Фидониси’ был торпедирован эсминцем ‘Керчь’. И это послужило сигналом к затоплению остальных судов (кроме линкора ‘Свободная Россия’). Предварительно корабли были выведены буксиром на рейд, чтобы создать видимость их направления в Севастополь.
На кораблях осталось буквально несколько человек команды.
Были заложены взрывные устройства в машинные отделения, чтобы осложнить в будущем восстановление кораблей. Планировалось открыть кингстоны, клинкеты и отдраить иллюминаторы на предварительно накрененном борту. А перед самым съездом участников потопления с миноносцев, поджигать бикфордов шнур заложенных подрывных патронов.
Линкор “Свободная Россия” был также торпедирован эсминцем “Керчь”. [4]
Почему в других материалах фигурирует бОльшее количество затопленных кораблей?
Дело в том, что помимо боевых кораблей были также затоплены и другие суда, в том числе танкер “Эльборус”.
Неужели все корабли там и лежат на дне Цемесской бухты?
Подъем кораблей интересовал многих. Сначала белогвардейцев, которые пришли в Новороссийск в уже в августе 1918 года.
Однако основную часть кораблей подняли уже в 1920-30 годах и в середине 60-годов. Большинство поднятых кораблей годились для разделки на металл. [2]
Интересна история двух поднятых кораблей. Танкер “Эльборус” был поднят, восстановлен и вошел в состав пароходства под названием “Валериан Куйбышев”. Во время Великой Отечественной войны был торпедирован, затонул в районе Таманского полуострова. И находится там до сих пор. [2]
Эсминец “Калиакрия” был поднят, восстановлен и стал эсминцем “Дзержинский”. Во время войны шел из Новороссийска с маршевым пополнением для осажденного Севастополя, подорвался на мине. Затонул и находится на большой глубине у побережья Крыма.
Также в Цемесской бухты до сих пор находится линкор “Свободная Россия” и эсминец “Громкий” (тот самый, который 17 июня направлялся в Севастополь, но был затоплен своей командой в районе Дообского маяка).
Почему именно эсминец ‘Керчь’ такую роль сыграл в затоплении кораблей?
На этом корабле сохранилась практически вся команда, причем эта команда разделяла взгляд командира на необходимость затопления флота. Вот как описывает это в своих воспоминаниях Кукель:
16 июня, вернувшись с последнего делегатского собрания на свой миноносец, я собрал команду и осветив общее положение сказал: “Завтра утром будет поднят сигнал командующего флотом о выходе судов на рейд для похода в Севастополь”. Я имею приказание приготовиться к походу в 9-ти часам утра на завтра. Но я сам и несколько человек из числа нашей команды решили лучше умереть, чем сдать миноносец “Керчь” германцам в Севастополе или в Новороссийске и примем все меры, чтобы его потопить. Я призываю вас исполнить, быть может последний в вашей жизни долг перед Черноморским флотом, который так или иначе покончит свое существование 19 июня. Я спрашиваю, кто пойдет вместе с нами не только затопить свой миноносец, но и поможет потопить те корабли, которые не будут в состоянии это сделать…
Результат был ошеломляющий: вся команда до одного поклялась затопить не только свой миноносец, но и другие корабли и заявила, что ни один человек не уйдет с корабля, не исполнив свой долг.
Почему команда эсминца “Керчь” ушел в Туапсе, а не затопила свой корабль здесь же в Цемесской бухте?
Командир эсминца В.А. Кукель ожидал угрозы со стороны армии Кубанско-Черноморской республики.
Если вас заинтересовала эта тема, то можете прочитать указанные ниже материалы.
[1] С. Войтиков “Брестский мир и гибель Черноморского флота”
[2] Ю.Р. Антипин “Пролог Новороссийского судоподъема (к 95 летию затопления в Цемесской бухте кораблей эскадры Черномороского флота)”, статья в “Исторические записки” №8.
[3] Архив Новороссийска. Фонд Р-132, опись 1, дело 17 на 81 листе. Воспоминания участников и очевидцев потопления Черноморского флота 18 июня 1918 года.
[4] Архив Новороссийска. Фонд Р-132, опись 1, дело 16. Воспоминания участников потопления Черноморского флота Подвысоцкого Б.М. и Литвинова С.М. о командире эсминца “Керчь” Кукеле В.А., копия воспоминаний Кукель В.А. о потоплении флота.
[5] Архив Новороссийска. Фонд Р-132, опись 1, дело 36. Автобиография, статьи газет, воспоминания о потоплении Черноморского флота в 1918 году бывшего старшего комендора и председателя судовых комитетов эсминцев “Звонкий”, “Фидониси” Ф.М. Карнаух-Грушевского.