Достижения Владимира Константиновича трудно перечислить, настолько они велики! Он стал первым советским летчиком, чей мировой рекорд был официально зарегистрирован Международной авиационной федерацией. Почетный президент международной ассоциации авиации, обладатель 20 мировых рекордов, дважды Герой СССР.
Семья Коккинаки переехала в Новороссийск в 1900 году, и Владимир родился уже в нашем городе. Всего у Владимира было 5 братьев и одна сестра.
Как вспоминает его старший брат Георгий, Владимир уже с 8 летнего возраста работал на виноградниках Абрау Дюрсо по 10 часов в день. В 13 лет уже плавал юнгой. Парнишкой работал грузчиком в порту. [6]
К тому же Владимир был всесторонним спортсменом. В соревнованиях устанавливал рекорды как тяжелоатлет, как пловец. Был первым в толкании ядра и метании диска.
Для того чтобы поступить в лётную школу необходим был аттестат за 9 классов, а у Владимира было только окончено 7 классов. Тогда за несколько месяцев напряженной подготовки и он сдал 9 классов экстерном на отлично. И по комсомольскому набору Владимир поступает в летную школу. [6]
Владимир Константинович закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а затем Борисоглебскую школу летчиков. Служил в Военно-воздушных силах РККА летчиком, командиром звена. В 1933 год перешел на работу летчиком-испытателем в ЦКБ авиационной промышлености. После организации Опытного конструкторского бюро (главный конструктор С.В. Ильюшин) перешел в него.
Владимир Константинович был мужественным человеком. Пожалуй, другим летчик-испытатель и не мог быть. Когда его спросили, что такое мужество, он ответил:
Я думаю, мужество заключается в том, чтобы у человека хватило сил добиваться поставленной цели и не отказываться от нее, когда что-то не ладится. Мужество – это воля, это работа!
Два выдающихся беспосадочных перелета, совершенные Владимиром Коккинаки с интервалом меньше чем 1 год:
27-28 июня 1938 года на самолете ЦКБ-26 “Москва” совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край). Полет длился 24 часа 36 минут, в то время как самолеты гражданского воздушного флота покрывали это расстояние за несколько суток. [3] Об этом полете можно прочитать в книге “Курс на восток”.
28 апреля 1939 года Владимир Константинович вместе с штурманом М.Х. Гордиенко вылетел в беспосадочный перелет по маршруту Москва – Соединенные Штаты Америки. Владимир Константинович выбрал этот путь, отличный от трассы, проложенной Чкаловым и Громовым. Вариант Коккинаки не зависел от времени года. По предложенному им пути можно было летать и летом, и зимой. [3] Об этом полете можно прочитать в книге, написанной Владимиром Константиновичем “Как мы летели“.
Очень интересны фрагменты статьи журнала “Огонек” за 1960 год.
“К нам выходит В.К. Коккинаки. Машину в это время ведет второй летчик-испытатель, Эдуард Иванович Кузнецов.
– Вам повезло, – говорит Владимир Константинович. – Увидите, как “ИЛ-18” с одним выключенным двигателем набирает высоту, а с двумя выключенными спокойно продолжает полет.
– Будете выключать по одному двигателю с каждой стороны?
– Нет, два правых или два левых. Такое уж наше дело, испытателей, – создавать для полета наиболее сложные условия. Надо проверить самые трудные варианты. Положение подчас создается очень трудное. Но мы сами должны побывать в таком положении, чтобы потом в инструкции написать, как надо действовать в подобных обстоятельствах.
1 октября 1964 года Владимир Константинович в последний раз поднял в небо ИЛ-18В. И остался в родном конструкторском бюро инженером-методистом. Таким образом он летал до 60 лет, в то время это было рекордом среди летчиков-испытателей. 37 лет летного стажа, из них 33 года – на испытательной работе. Начав летать на поршневом У-1, он завершил свою летную карьеру реактивным лайнером ИЛ-62, который и сейчас летает в Нью-Йорк по проложенному им в далеком 1939 году маршруту.
При написании материала я использовала следующие источники:
[1] “Крылатая семья”. Издание Новороссийского исторического музея-заповедника.
[2] Владимир Коккинаки в испытательном полете – репортаж с борта ИЛ-18. Журнал “Огонек”, 24 июня 1960 года.
[3] “Воспитатель самолетов”. Журнал “Смена” №15, 1960 год.
[4] “Как мы летели” В. Коккинаки. Ростиздат 1939 г. Книга о беспосадочном перелете В. Коккинаки из Москвы в США.
[5] “Курс на восток” В. Коккинаки – книга о беспосадочном перелете В.Коккинаки из Москвы на Дальний Восток в 1938 году.
[6] Архив Новороссийска. Фонд Р-233, опись 1, дело 1. Автобиография, биография братьев, личные документы Коккинаки Георгия Константиновича.