‘2 июля 1942 год. На порт ровно в полдень произведен массированный звездный налет. ПВО ‘прозевало’. Самолеты были изначально приняты за свои, возвращавшиеся из Крыма. В результате налета были повреждены и затонули лидер ‘Ташкент’ у 3 пристани, эсминец ‘Бдительный’ у Лесной, т/к ‘Украина’ у 3 пристани. Одна подводная лодка и буксир ‘Черноморец’. [2]
В разных источниках есть отличия в поврежденных транспортах, времени начала налета, количестве вражеских самолетов, причинах, почему не объявлена была воздушная тревога. Но так или иначе это был, увы, один из самых тяжелейших налетов для порта…
Напоминает об этом событии памятная доска на здании по улице Портовой, 10 а. А также братская могила моряков с лидера ‘Ташкент’ на кладбище ‘Солнечное’.
История лидера эскадренных миноносцев Ташкент’ (таково его полное наименование) очень интересна. Но давайте остановимся на последнем бое этого корабля. Ведь в Новороссийске до 2 июля он уже стоял сильно поврежденный и должен был следовать на ремонт в Поти.
Накануне корабль прибыл из Севастополя. Этот рейс был запоминающимся. Дело в том, что лидер «Ташкент» совершал регулярные рейсы в осажденный Севастополь, доставляя туда боеприпасы и эвакуируя раненных и мирных жителей. Естественно, противник пытался всячески помешать этим рейсам. Корабль подвергался авианалетам и атакам торпедных катеров как по пути в Севастополь, так и по пути обратно в Новороссийск.
27 июня 1942 года корабль вышел из Севастополя, на борту находились раненые бойцы, женщины и дети. И корабль настигает очередной налет немецких бомбардировщиков.
Повреждено рулевое управление, затоплены некоторые отсеки, но корабль продолжал отстреливаться от налетающих на него врагов. Стволы автоматов раскалились так, что пришлось поливать их водой. Из Новороссийска запрашивают истребители. В результате очередного попадания бомбы появилась пробоина в первом котельном отделении. Вода начала проникать в первое машинное отделение. Корабль принял уже около тысячи тонн воды. Чтобы уменьшить осадку с корабля сбрасывают в море то, что можно. А ведь на корабле находится панорама Рубо “Оборона Севастополя 1854-1855” из Севастополя! Ее, конечно, берегут. Кончается боезапас для зенитных автоматов. Ведь непрерывные атаки приходится отбивать почти 3 часа!
Количество вражеских самолетов в небе постепенно уменьшается. Но вот долгожданные два наших пикирующих бомбардировщика Пе-2. А следом и наши истребители, а также 2 эсминца. А на торпедном катере прибыл командующий эскадрой контр-адмирал Л.А. Владимирский.
336 сброшенных на корабль бомб! Пересчитывая, сколько «Ташкент» принял воды, механики едва верят себе: итог получается такой, что просто непонятно, как корабль еще держится. Но, в сущности, он уже тонет, правда, пока еще очень медленно, и потому это не очень заметно. На эсминец «Сообразительный» пересаживают пассажиров. А эсминец «Бдительный» берет «Ташкент» на буксир, также к борту пристраивается спасательное судно «Юпитер».
Уже в сумерках 27 июня «Бдительный» подвел «Ташкент» к Элеваторной пристани.
29 июня лидер «Ташкент» посетил командующий Северо-Кавказским фронтом маршал С.М. Буденный. Он сообщил, что весь экипаж заслужил правительственные награды. И он будет ходатайствовать о присвоении кораблю гвардейского звания.
А 2 июля 1942 года был звездный налет немецкой авиации…
Погибшие моряки с лидера “Ташкент” были захоронены на кладбище “Солнечное”.
Прочитать об истории корабля из первых уст можно в книге ‘Лидер ‘Ташкент’ капитана Василия Николаевича Ерошенко.
Также жива Алла Алексеевна Ковалева – свидетельница налета 2 июля. Подробнее вы можете посмотреть в фильме детского телевидения ‘Парус’ “Лидер “Ташкент” в судьбе родины и ее героев”
Есть еще фильм 1974 года “Следую своим курсом” в нем о двух эсминцах “Дерзком” и “Стремительном”, которые прорывались к Севастополю.
В подготовке материала я использовала следующие источники:
[1] В.Н. Ерошенко ‘Лидер ‘Ташкент’
[2] Фонд Р-233, опись 1, дело 11. Автобиография, фотографии, воспоминания бывшего моряка-гидрографа, участника боев за Новороссийск Кипелкина Николая Девьяновича.
[3] Фонд Р-233, опись 1, дело 18. Воспоминания участника Великой Отечественной войны Щадина Николая Алексеевича.
[4] Мария Рунне-Федоренко “Воспоминания и дневник 1877-1970”
[5] Газета “Красная Звезда”, 9 июля 1942 года. Евгений Петров “Прорыв блокады”. Посмертный очерк…