Лихацкая Надежда Степановна (1918 – ?) – медсестра, участница десанта Куникова и освобождения Новороссийска

Медсестра, сестричка, ангел милосердия…. Что мы знаем о тех, кто был на Малой земле медсестрами? Эти хрупкие девушки выносили на своих плечах бойцов, переживали с ними все невзгоды и трудности. Им приходилось в случае опасности и брать оружие в руки.

Сегодня вспомним одну из них. 18 августа 1918 года родилась Надежда Лихацкая. Ей за Великую Отечественную войну пришлось очень много пережить. До войны начинала она свой трудовой путь с патронажной сестры в детской консультации. Будучи медсестрой принимала участие и в десанте Цезаря Куникова (высаживалась во втором эшелоне), и в освобождении Новороссийска в сентябре 1943 года. Вот некоторые ее воспоминания. Подробнее будет в моей книге о подвиге Алексея Рыбнева.

Было очень тяжело. Мне приходилось, как и всем санинструкторам, оказывать помощь раненым, а также и быть бойцом, участвовать в отражении атак противника...

Да, бои на Малой земле были тяжелыми. Помню, вошли в Станичку: домики белые, чистые и вдруг налетели самолеты – туча черная и от Станички остались развалины, страшно. К утру пошел дождь, собирали воду для раненых. Казалось, что эти драгоценные капли дороже всего на свете, моряки подставляли пригоршни, пили дождевые капли как самый драгоценный напиток, а затем на 2-й день катерами была подвезена вода. И ни единой жалобы со стороны бойцов. Второй и третий день бои были тяжелые, но люди были как железные.” 

При освобождении Новороссийска в десанте в ночь с 9 на 10 сентября 1943 года Надежда находилась в клубе портовиков (ул. Портовая, 16), где держала оборону часть 393 батальона морской пехоты под командованием В.А. Ботылева.

Недостаток воды тяжело сказывался на раненых, некоторые раненые часто теряли сознание, тогда я попыталась с бойцами спуститься в подвал клуба, прострелили батареи в надежде найти воду, но воды не было. Через некоторое время разведчики принесли затхлую воду (даже «прыгунки» в ней были). Я ее процеживала через марлю, а затем бросала во фляги таблетки хлорамина, они были в санитарной сумке и поила раненых по глоточку, лишь бы смочить губы и сделать один глоток… Страшно смотреть, когда умирают бойцы на передовой, а ты не в силах его спасти, а только перевяжешь. Страшны крики, стрельба, стоны и жажда. Кто не почувствовал этого – не поймет.” 

После освобождения Новороссийска Надежда оказалась в тылу. Вот как она пишет:

«Как ни страшно было на передовой, но в тылу я скучала. Не поверите, когда видела море в кино, плакала. Тонула в море, горела, мерзла в нем, но роднее моря не было.»

В 1954 году Надежда переехала в Пятигорск и стала работать медсестрой в санатории. Регулярно приезжала на встречи ветеранов в Новороссийск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.