Когда о человеке не осталось фотографий, но он был архитектором, то о нем напоминают здания, построенные по его проектам… Мимо которых мы проезжаем каждый день…
128 лет назад – 16 ноября 1896 года Городской Думой на должность городского архитектора был избран Николай Николаевич Карлинский.
1896 год – это особенный рубеж в истории нашего города, когда он стал столицей Черноморской губернии. Буквально в октябре назначается первый Черноморский губернатор. А в ноябре архитектором выбран Карлинский.
Обязанностей у Николая Николаевича предполагалось много:
⁃ планировка города с разбивкой на плановые участки,
⁃ наблюдение за мощением и нивелировкой улиц и тротуара,
⁃ наблюдение за постройками, производящимися за городской счет,
⁃ надзор за частными постройками в городе,
⁃ проложение водосточных канав,
⁃ наблюдение за устройством канализации и другое.
Вскоре после открытия в сентябре 1904 года Елизаветинской санатории, проект которой создавал Карлинский, случилось трагическое событие – в результате ссоры Николай Николаевич убил турецкого консула Хюдай-бея. Об этом событии активно писали газеты того времени, аккуратно намекая на убийство на почве ревности. Карлинский признал свою вину и был арестован.
Газета ‘Черноморское побережье’ написала:
‘Кто считает себя свободным от человеческих заблуждений и пороков, пусть тот бросает в героев нашей драмы камни.’
Помимо Елизаветинской санатории до нашего времени сохранились здания, построенные по проектам Николая Николаевича Карлинского. Это дом М.Г. Зильберминца (ул. Энгельса, 69 Б), дача Б.Б. Голицына (Сухумское шоссе, 31).
А два здания наверняка мы проезжаем регулярно: это доходный дом купца Ларина – ныне центральная библиотека имени Биллиона (ул. Советов, 44), а также женская гимназия – ныне жилой дом по улице Революции 1905 года, 33.
О супруге архитектора Карлинского получилось найти сведения – по данным метрической книги это дочь титулярного Советника Варвара Ивановна Отденборгер (в другом источнике Александровна). На момент венчания ей было 26 лет, а Николаю Николаевичу 39 лет.
В 1897 году у них родился сын – Николай Николаевич. Если фотографии самого архитектора найти не удалось, то получилось найти фотографию его сына – в книге “Россияне в Словакии”. Правда в книге указано, что он родился в Санкт-Петербурге в семье дипломата. Можем ли мы предположить, что супруга была в Санкт-Петербурге, а не в Новороссийске в момент родов? Теоретически да. Учитывая, что Карлинский получил назначение буквально в ноябре 1896 года в Новороссийск. И мог сначала сам переехать в наш город. Возможно под семьей дипломата имеются в виду родные супруги Ольденборгер.
Еще один интересный момент – о Николае Николаевиче младшем упоминается, что он в свободное от работы время рисовал, хотя никогда этому специально не учился.
Возможно со временем удастся найти еще какие-то материалы об архитекторе Николае Николаевиче Карлинском. В частности интересна его жизнь после ареста. Многие источники указывают год смерти 1924 и что Карлинский уехал в эмиграцию.
Источники:
[1] С. Санеев, А. Герасименко ‘Новороссийск: от укрепления к Губернскому городу’
[2] Газета “Черноморское побережье” №494 от 21.09.1904. К открытию Елисаветинской санатории в Новороссийске
[3] Газета “Черноморское побережье” №502 от 30 сентября 1904 года. Городская жизнь.
[4] Газета “Черноморское побережье” №503 от 1 октября 1904 года. Две заметки: “Кстати” и “К убийству Хюдай-бея”
[5] А.В. Чумаков. Россияне в Словакии. Стр 81-82.
[6] Журнал Городской думы 1901 год. Архив Новороссийска, фонд 2, опись 1, дело 227.