Сокрушительный норд-ост в 1848 году

В ночь с 12 на 13 января 1848 года – сокрушительная бора обрушилась на молодое Новороссийское укрепление.

Со многих домов были сорваны железные крыши, а для кораблей, находившихся в Цемесской бухте, последствия норд-оста были трагичными.

Ветер все более и более усиливался, горы и рейд покрылись непроницаемым туманом, воздух был наполнен обледенелыми водными брызгами, которые, примерзая к снастям и рангоуту, образовывали огромные глыбы льда. К тому же была сильная стужа – 13 градусов по Реомюру (-16 по Цельсию).

Часть Новороссийской бухты с расположением мертвых якорей и с местами судов выброшенных норд-остом
Часть Новороссийской бухты с расположением мертвых якорей и с местами судов выброшенных норд-остом

В бухте на тот момент находились: 

фрегат «Медея», корвет «Пилад», бриг «Паламед», шхуна «Смелая», тендер «Струя», пароход «Боец», транспорт «Гостогай», бриг ‘Аргонавт’.

Читателю наверняка знакомы фотографии зданий, обледеневших в норд-ост, поэтому вы можете представить что происходило с кораблями. Сильнейшие порывы ветра обрывали цепи якорей. Намерзший лед давил на корабли, погружая их все сильнее и сильнее под воду. Отчаянные действия команд не всегда приводили в ощутимому результату, хотя для откалывания льда использовались и абордажное оружие, раскаленное железо и кипяток. 

Какие-то корабли выбросило на мель. 

Но печальнее всего была участь тендера ‘Струя’ – он затонул со всей командой… Всего при этом крушении было 57 человеческих жертв.

Этой трагедии, разыгравшейся в Новороссийске, была посвящено две публикации в газете ‘Черноморское побережье’ в 1903 году.

Очень подробно с отсылкой на рапорты командиров кораблей и других свидетелей этой стихии автор приводит подробности события. А в конце статьи задается вопросом:

Не требует ли справедливость, чтобы смерть их не была лишь достоянием архива, а была бы известна всей России и чтобы память о них никогда не исчезла? Пусть будущие поколения тоже знают, как русский человек исполняет свой долг; пусть знают, что русский человек исполнение долга ставить выше своей жизни. 

Памятник следовало бы поставить на видном месте Новороссийской бухты – на возвышенном месте берега на краю их временной могилы, ибо, как мы сказали в начале, их вторых вечных могил не найти на старомь Новороссийском кладбище – они сгладились и поросли лесом, а может быть и … застроены домами новороссийцев.

Сохранилась карта бухты с местами судов выброшенных норд-остом – первое фото.

Остальные фото – последствия норд-оста 1888 и 1899 годов. Но они помогут представить масштаб происходящих событий.

Интересный факт, что один из приездов адмирала Нахимова в Новороссийск связан с подъемом затонувшего тендера ‘Струя’. Это произошло 4 августа 1848 года. Нахимов руководил подьемом тендера.

Историк русского флота А.П. Соколов писал:

Поднятие этого тендера – одна из искуснейших механических работ на море, делает великую честь контр-адмиралу П.С. Нахимову, под непосредственным руководством которого производилась она.

Источники:

[1] газета ‘Черноморское побережье’ 122 от 7 июня 1903 года

[2] газета ‘Черноморское побережье’ 125 от 11 июня 1903 года

[3] Исторические записки. Выпуск 8.