Легендарный ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения)

От поиска золота с затонувшего парохода до уникальной судоподъемной и аварийно-спасательной организации.

Официальной датой рождения ЭПРОН считается 17 декабря 1923 года. Однако история началась немного раньше – с создания подразделения для поиска золота с затонувшего в 1854 году английского парохода “Принц”. Золото найти так и не удалось, однако в результате родилась идея создания государственной структуры, специализирующейся на судоподъеме. Так приказом ОГПУ от 2 ноября 1923 года был утвержден штат организации “Учреждение опытно-научных работ “Экспедиция подводных работ особого назначения на Черном море”. Сокращенно ЭПРОН.

Приказ №463 ОГПУ от 2 ноября 1923 года

А вот 17 декабря того же года приказом ОГПУ уже существующей экспедиции был присвоен ранг пограничной флотилии.

Сфера деятельности постепенно расширилась и охватила спасательные и подводно-технические работы. 9 марта 1930 года вопрос о монопольном положении ЭПРОН в области водолазных работ на судоподъеме и при гидротехническом строительстве был решен окончательно. В его ведение была передана Центральная водолазная база Народного комиссариата путей сообщения в ее полном составе, включая Центральные водолазные мастерские в Севастополе.

Вот лишь некоторые цифры, характеризующие работу ЭПРОН (сделаем акцент именно на работах в Цемесской бухте):

1925 год – были обнаружены и обследованы 10 кораблей, которые были затоплены в Цемесской бухте в июне 1918 года. Был поднят с глубины 28 метров – эсминец “Калиакрия” водоизмещением 1400 тонн. Был поднят танкер “Эльбрус”(встречается написание “Эльборус”).

1926 год – подняты эсминцы “Пронзительный”, “Стремительный”, “Сметливый”, “Капитан-лейтенант Баранов”.

В 1934 году в регионах были сформированы экспедиции, а вместо партий образованы аварийно-спасательные отряды (АСО), отряды и группы подводно-технических работ.

Что касается аварийно-спасательных работ – то в отчете ЭПРОН за первые 15 лет его деятельности упомянуто спасение 188 кораблей и судов общим водоизмещением 420 тысяч тонн (из них 33 иностранных судна).

К началу Великой Отечественной войны в состав ЭПРОН входили 9 отрядов и групп подводно-технических работ (в том числе группа ПТР в Новороссийске). В первый же день войны был издан совместный приказ народных комиссаров ВМФ и морского флота “о включении в состав Военно-морского флота всех органов и средств ЭПРОН”.

Позже в 1942 году ЭПРОН был переименован в Аварийно-спасательную и судоподъемную службу Военно-морского флота АССС ВМФ. Аббревиатура ЭПРОН ушла со страниц служебной переписки…

В 1942 году Новороссийский отряд стал называться 68-м аварийно-спасательным и судоподъемным отрядом Черноморского флота. И принимал участие во всех крупных десантных операциях флота. За период боев на Малой земле была оказана помощь 283 судам. [2]

В 1944 году именно Новороссийское спасатели поднимали лидер ’Ташкент’. Расчистка порта и бухты продолжалась 20 лет.

В 1964 и 1965 годах были подняты еще корабли с затопленной в 1918 году эскадры: эсминец ’Фидониси’ и ’Пронзительный’.

Подробнее о деятельности Новороссийского отряда ЭПРОН можно в статье Е. М. Лаухина ’Их образы овеяны романтикой и славой совершенных ими дел’ в 8 выпуске ’Исторических записок’.

Об истории ЭПРОН на канале Дзен есть много интересной информации: История ЭПРОН

На сайте ЭПРОН есть активная карта затонувших кораблей с информацией о них https://epron-pro.ru/wreck/wreck-map/.

Источники:

[1] Спасатели ВМФ России. Н.А. Евменов. Военно-исторический журнал №3 2023 год

[2] ’Их образы овеяны романтикой и славой совершенных ими дел’ Е.М. Лаухин. Исторические записки выпуск 8