19 апреля 1943 года. Шел третий день мощнейшего наступления немцев в попытке скинуть малоземельский десант.
По прежнему превосходство в воздухе было на стороне врага. Но наши ИЛ-2 все-равно делали все, что в их силах.
Вот снова боевая тревога. Экипажи шести штурмовиков получили задание бомбить позиции противника в районе горы Колдун. Командиром этой группы был гвардии майор Виктор Федорович Кузнецов. Сбросили смертоносный груз. Но вдруг немецкий мессершмит появился из-за облаков. И самолет ведущего Кузнецова стал терять высоту… Спустя минуту самолет упал в море…
Спустя 31 год в 1974 году самолет был поднят со дна моря и красуется на Малой земле. Да, это тот самый самолет-памятник.
А благодаря установленному номеру на винте мы знаем имена героев – это пилот, зам. командира эскадрильи гвардии майор Виктор Федорович Кузнецов и воздушный стрелок гвардии старший краснофлотец Александр Васильевич Решетинский.
Они так и не узнали, что Малая земля выстояла. И что уже на следующий день после их гибели в небо над Малой землей взлетели сотни наших самолетов!
2 эскадрилья 8 гвардейский штурмовой авиаполк.
При написании материала мною были использованы следующие источники, а также документы с сайта www.pamyat-naroda.ru:
[1] Исторические записки №7, “История создания памятника самолет-штурмовик ИЛ-2”
[2] “Памятников станет самолет”, Новороссийский рабочий №1979, 11 октября