В Новороссийске улица возле Центрального рынка названа в честь Сипягина. А также его имя носит Дворец Творчества в нашем городе. Что же такого сделал этот человек? Может быть, зная это, мы совсем с другим чувством будет проезжать по улице, названной в его честь.
Николай Иванович Сипягин родился в 23 июня 1911 года (по старому стилю) в Ставрополе в многодетной семье. Была у Николая сестра Людмила и брат Александр.
Вот как вспоминает Сипягина ветеран Великой Отечественной войны В. Апостолов:
В школьные годы Николай Сипягин увлекался спортом – боксом, плаванием, футболом. Были у него в характере собранность, усидчивость, упорство. Поэтому, наверное, он и учился на отлично.
В летние каникулы любил совершать с товарищами по школе походы в горы и лес. У себя дома создал “зверинец”, в нем жили белки, скворцы, кобчики.
Больше всего любил он море. [4]
Начал учиться в Ставропольском педагогическом техникуме, но не закончил. А позже вместе с братом Александром отправился учиться во Владивостокский морской техникум. Дело в том, что их дядя был моряк. (Отучился на судоводителя во Владивостокском морском училище и служил мичманом на броненосце “Бородино”. Погиб при Цусимском сражении 14 мая 1905 года.)
Затем оба брата получили дипломы техника-судоводителя и штурмана малого плавания. Первый пароход, на котором Николай Иванович был штурманом, назывался «Новороссийск».
В 1933 году он женился на Титовой Нине Александровне. В семье родилось двое: детей дочь Виолетта (1934 года рождения) и сын Николай (1941 года рождения).
В 1939 году Николай Иванович перевелся в Военно-морской флот. После прохождения специальных курсов получил должность командира тральщика «Каховка». В первый же день войны 22 июня 1941 года тральщик получил первую боевую задачу. В сентябре 1941 года при попадании в тральщик бомбы Сипягин был тяжело ранен. Любопытно, что подобрал из воды Николая Ивановича И.В. Леднев – будущий герой СССР. После излечения Сипягина назначили командиром 4 дивизиона малых охотников Новороссийской военно-морской базы. (После гибели Сипягина в ноябре 1943 года Леднев был назначен командиром 4 дивизиона сторожевых катеров. В нашем городе есть улица в честь Леднева).
Николай Иванович успел поучаствовать в таких крупных операциях, связанных с Новороссийском как:
- высадка десанта при Новороссийской оборонительной операции в сентябре – октябре 1942 года
- высадка десанта в ночь с 3 на 4 феврале 1943 года в Новороссийске в район Станички
- дивизион катеров Сипягина снабжал всем необходимым десантников, находящихся на Малой земле
- участвовал в штурме Новороссийска в сентябре 1943 года.
Расскажем о каждом этом событии отдельно и подробно.
- Об участии Сипягина в Новороссийской оборонительной операции мы можем узнать из наградного листа к ордену “Красного Знамени”.
16 сентября 1942 года Сипягин, командуя отрядом СКА … провел операцию по высадке на берег занятый противником (район Южной Озерейки), а также снятию развед. отрядов. Высажено и снято 250 человек. Операция проведена под непрерывным обстрелом противника. Во время операции обстрелял и поджог шхуну противника. Подавил три пулеметных точки противника.
16 октября 1942 года Сипягин командовал отрядом катеров при выполнении задания Командования НОР по высадке развед. отряда на берег занятый противником в районе мыса Утриш и уничтожению батарей противника.
Как в первой, так и во второй операции достигнут успех благодаря отличной подготовке и организации операций, проделанной Сипягиным. - На момент высадки десанта с 3 на 4 февраля 1943 года на Станичке Сипягин – старший лейтенант, командир 4-го дивизиона сторожевых катеров. (Здесь надо отметить, что в ту ночь было высажено два десанта: основной – в район Южной Озерейки, а у десанта в район Станички под командованием Куникова была роль демонстративного. Но ситуация обернулась так, что по ряду причин десант в Южной Озерейке провалился, а десант Куникова оказался успешным – десантникам удалось закрепиться на небольшом клочке земли. Потому это место и названо Малая земля. Подробнее о том, как появилась Малая земля – смотрите в моем видео.)
260 человек батальона Куникова размещались на сторожевом катере №0134, на МКМ №0154, рейдовом тральщике №1, на КМ №0163, КМ №411 и рейдовом катере “Сталинец”. Сторожевой катер №084, на котором находился командир сил высадки Сипягин, входил в отряд прикрытия вместе с двумя торпедными катерами. 4 февраля в 00 часов 51 минуту в точке тактического развертывания Сипягин дал сигнал красной и желтой ракетой, по которому катера с десантниками устремились к берегу. В 1 час 00 минут береговая артиллерия открыла огонь по пристреленным местам. Через 10 минут огонь был перенесен вглубь обороны противника, в течение 5 минут десантники были высажены на берег с минимальными потерями – один человек убит и 3 ранены.
В тоже время Сипягин огнем 45 мм пушек сторожевого катера №084 и шхуна “Скумбрия” залпом 84 реактивных снарядов подавили огневые средства противника у пристани рыбзавода и мыса Любви.
Во время маневрирования близко от берега сторожевой катер №084 сел на мель и по нему противник сосредоточил сильный огонь. Увидев это, командир катера “Сталинец” старшина Носов (про Носова есть очень подробное описание подвигов в выпуске 9 исторических записок), только что успешно высадивший пехотинцев, смело бросился на выручку, подал стальной конец и снял катер с мели. Оба катера направились за вторым эшелоном десанта к 9-му километру Новороссийско-Сухумийского шоссе (в этом месте был оборудован командный пункт, в который раньше даже проводили экскурсии). Всего в ночь на 4 февраля в Станичку было высажено 860 бойцов и командиров. В восьмом часу утра катера ушли из Цемесской бухты, прикрываясь дымовыми завесами. Флагманский катер Сипягина вернулся в Геленджик последним.
3. Также во время 225 дневных боев на Малой земле дивизион Сипягина снабжал всем необходимым десантников, находящихся на Малой земле. На Малую землю доставляли из Геленджика пополнение и все необходимое для ведения боевых действий, обратным путем доставляли раненых. Немцы конечно же старались нарушить это сообщение с Малой землей, использовали для этого артиллерию, бомбардировочную авиацию, торпедные катера и даже подводные лодки.
4. Далее во время штурма Новороссийска в сентябре 1943 года Сипягин командовал группой катеров, которые высаживали десант в город. Катера Сипягина одними из первых ворвались в порт и высадили морских пехотинцев. Чтобы вы представляли сложность задачи, поставленной перед катерами: входы в порт были надежно укреплены немцами, оборудовано множество огневых точек. Порт немцы использовать не могли, так как он простреливался советской артиллерией береговой обороны, а также контролировался нашими кораблями. Но они “забарикадировали” его так, чтобы наши войска не смогли высадить там десант. Единственные входные ворота в порт шириной 80 метров были минированы, закрыты боно-тросовыми заграждениями и пристреляны орудиями нескольких десятков артиллерийских и минометных батарей. Также между молами на глубине примерно 1 метр 10 см был натянут трос. Полоса препятствий высадочным средствам состояла из заостренных железных и деревянных свай и ежей, установленных сплошной линией в 20-50 метрах от уреза воды. По десанту, идущему с моря, враг мог сосредоточить одновременно огонь 100 орудий! Также на побережье были созданы минные поля. Подробнее о штурме Новороссийска в сентябре 1943 года вы можете прочитать в книге из музея-заповедника Новороссийска “Место подвига – Новороссийск. Август 1942 – сентябрь 1943 года – на левом фланге советско-германского фронта”.
А вот изложение боевого подвига документально в наградном листе к награде орденом “Красного знамени” (подробнее описание подвига вы можете прочитать здесь на сайте память народа):
“В ночь с 9 на 10 сентября 1943 года под противодействием сильного артиллерийского, минометного и пулеметного огня противника с 20 единицами первый прорвал линию боевых ворот, ворвался в порт Новороссийск и высадил в порту 304 человека бойцов и офицеров, 1-45 мм пушку, 4 миномета, 3 пулемета с боеприпасом. В период высадки рискнул жизнью под интенсивным огнем противника, маневрируя на полных ходах внутри порта, давил огнем … огневые точки противника, чем обеспечивал нормальную высадку десанта. По окончании высадки в порту сумел на полном ходу прибыть в Кабардинку, взять на борт 60 человек бойцов и офицеров с вооружением, и доставить почти на рассвете повторно в порт на каботажную пристань… В ночь с 10 на 11 сентября доставил под сильным огнем противника еще 300 человек в порт десанта…”
Сипягин был убит в бою при высадке десанта в Керчи 1 ноября 1943 года. Похоронен Николай Иванович в Новороссийске на Площади Героев. Архитектор мраморного обелиска Данини В.С.
Вот награды, которыми был удостоен Николай Иванович Сипягин (взято из письма жены):
- орден Красного знамени – 2
- медаль за оборону города Одессы
- звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда
- орден Отечественная война 1 степени
На сайте память народа есть письмо матери Лукьяновой Марии Николаевны к контр-адмиралу Холостякову о ходатайстве персональной пенсии.
____________________
Сейчас в интернете очень много всего можно найти, но мне хотелось писать, опираясь на документальные источники. Для этого я использовала сайт память народа, где многие документы в отсканированном виде. (Часть документов не отсканированы, хранятся в ЦАМО и ЦВМА). А также книги из Новороссийского музея, которые можно купить:
[1] “Место подвига – Новороссийск. Август 1942 – сентябрь 1943 – на левом фланге советско-германского фронта.” Материалы научной конференции. Новороссийск 2014 год.
[2] Исторические записки, выпуск 9. Документы из фондов музея-заповедника.
[3] Герои Советского Союза – защитники Новороссийска. Р.М. Соколова. Новороссийск 2013 г.
[4] Еременко А.К. “Знатные новороссийцы”.
Если вы хотите разместить эту статью у себя, пожалуйста, дайте ссылку на мой сайт.