Отбив первую попытку наших войск прорвать сухопутный фронт со стороны цементных заводов и Малой Земли, гитлеровцы бросили новые силы в бой против закрепившихся в городе десантников…
Пока о подкреплении в светлое время суток не могло быть и речи.
Перенесемся на время на 82 года назад в район клуба портовиков 10 сентября 1943 года. А помогут нам в этом воспоминания Г. Н. Холостякова:
‘Около полудня Ботылёв донес по радио, что здание клуба, где находится его штаб, атакуют вместе с фашистской пехотой тринадцать танков. К этому времени непосредственно клуб обороняли сорок морских пехотинцев, а в подвале находились девяносто тяжелораненых…
Батальон Ботылёва, как и другие части десанта, непрерывно поддерживали наши береговые батареи. Лейтенант Михаил Бурунов, корректировщик, отличавшийся еще на Малой земле, устроился на крыше штурмуемого гитлеровцами клуба и держал связь напрямую с командным пунктом Малахова.
Когда уже смеркалось, Михаил Семенович позвонил мне и, очень волнуясь, доложил:
— Ботылёв требует огонь на себя…
Кого-нибудь другого я, наверное, спросил бы, уверен ли он, что правильно понял комбата. Но доложил это обстоятельнейший Малахов, и сомнений в том, что все точно, быть не могло. А раз Ботылёв требует, значит, иначе нельзя, и нельзя медлить. Я не знал, что гитлеровцы, прорвавшиеся к клубу, уже лезли в окла первого этажа, но представить нечто подоблое было нетрудно.
— Кто будет стрелять? Солуянов?
— Да, Солуянов. Прикажу ему, чтобы поаккуратнее…
Сейчас это «поаккуратнее» означало: вплотную, рядом, но, по возможности, все-таки не по клубу. А уж Михаил Семенович знал, на что способны его ученики.
Прошло несколько томительных минут. На восточном берегу бухты гремели орудийные залпы… А затем живой Бурунов от имени живого Ботылёва поблагодарил за точную стрельбу.
Николай Васильевич Старшинов свидетельствует:
«Только три снаряда попали в здание клуба, а остальные с неимоверной точностью ложились вокруг, образуя сплошное огневое кольцо. Огонь наших батарей разметал цепи немецкой пехоты, поджег три танка. Враг вынужден был отойти к зданию управления порта, уделевшие танки ушли в укрытие…»
В это время десантные суда принимали на борт подразделения второго эшелона, который должен был высадиться ночью…
Однако теперь враг уже знает о готовящемся десанте.
Поэтому предстоит вдвойне сложная задача перед катерниками и десантниками – снова пройти между молами, высадить на причалы десант…
🗺️ На фото здание клуба портовиков в разное время (ул. Портовая, 16). Также внутри него висит мемориальная доска (на фото).
Василий Андреевич Ботылёв командовал 393 отдельным батальоном морской пехоты, получил звание Героя Советского Союза через два дня после освобождения Новороссийска.
