Новороссийский морской торговый порт награжден ВТОРЫМ орденом Трудового Красного Знамени

9 ноября 1925 года – было принято постановление Президиума ВЦИК о награждении Новороссийского морского торгового порта ВТОРЫМ орденом Трудового Красного Знамени.

Фотография из книги ‘Герои порта Новороссийск’, автор-составитель Т.И. Юрина
Фотография из книги ‘Герои порта Новороссийск’, автор-составитель Т.И. Юрина

В 30-х годах такие ордена получили всего 163 коллектива и ударника труда РСФСР. Коллектив НМТП один из немногих, кто был удостоен этой награды ДВАЖДЫ.

Портовики удостоились второго Ордена Трудового Красного Знамени за участие в подъеме затопленного танкера «Эльбрус».

В июне 1918 года на внешнем рейде Цемесской бухты были затоплены своими командами корабли Черноморского флота и военных транспортов, в их числе и танкер «Эльбрус». В марте 1920 года в Новороссийск вступила Красная армия, белогвардейцы эвакуировались. Встал вопрос о подъеме затопленных судов.

Фрагмент мемориала ‘Морякам революции’
Фрагмент мемориала ‘Морякам революции’

Постановление о подъеме танкера приняли еще в августе 1921 года.

Подготовительные работы проходили в очень трудных условиях. Мало того, что подъемных средств не хватало, они были несовершенными. Ощущался острый недостаток в денежных средствах, рабочей силе. Не было соответствующего опыта в производстве подъемных работ. 

Подготовительные работы проводились с 1921 по 1924 год. 

Судно подняли досрочно – за 36 дней вместо отводимых 52 – в июне 1925 года. 

Ударный труд был оценен. И уже в ноябре коллектив порта был награждении орденом Трудового Красного Знамени.

К грамоте к ордену говорилось:

‘Принимая во внимание трудности работ по поднятию судна «Эльбрус», настойчивость, самоотверженность коллектива работников и проявленную ими преданность и любовь к делу возрождения флота, постановил наградить коллектив по подъему судна «Эльбрус» орденом Трудового Красного Знамени’.

Интересна дальнейшая судьба танкера. Его восстановили. В 1935 году он получил наименование ‘Валериан Куйбышев’. 

В начале Великой Отечественной войны был мобилизован и вошел в состав Черноморского флота в качестве вспомогательного судна.

В апреле 1942 года следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун с кораблями охранения. Однако был торпедирован в результате внезапного налета немецких самолетов-торпедоносцев. Затонул в районе Таманского полуострова, где находится до сих пор.

Рисунок из книги ‘Море - моя судьба’ М.И. Григор
Рисунок из книги ‘Море – моя судьба’ М.И. Григор

📖 Источники: 

1. книга, выпущенная к 180-летию порта ‘Герои порта Новороссийск’, автор-составитель Т.И. Юрина

Книга, выпущенная к 180-летию порта ‘Герои порта Новороссийск’, автор-составитель Т.И. Юрина
Книга, выпущенная к 180-летию порта ‘Герои порта Новороссийск’, автор-составитель Т.И. Юрина

2. ‘Пролог Новороссийского судоподъема’ Ю.Р. Антипин, ‘Исторические записки’, выпуск 8