Когда в первый раз мы попали в это место, то подробностей не знали. Внутрь уже не пускали. (Ранее командный пункт был открыт как музей.) Поэтому направились к месту нашего назначения – развалинам Елизаветинской санатории, которая находится совсем рядом с этим пунктом. А вот изучая историю Новороссийска и военных действий я заново переосмыслила это место.
Первое упоминание об этом командном пункте я нашла в контексте создания Новороссийского оборонительного района (НОР) в августе 1942 года.
Вот как описывает Охремушко П.С. [2] командный пункт, куда он попал 31 августа 1942 года:
Новый командный пункт был расположен в 9 километрах к югу от города на территории молодежного санатория (или дома отдыха). Здесь, на 15-20 метров ниже шоссе, между шоссе и берегом бухты, на сравнительно небольшой площадке, стоял жилой корпус, подсобные постройки, кухня и столовая. Вот отсюда, со стороны санатория, в гору под шоссе и был врезан морской, флагманский командный пункт. Представлял он длинный туннель по обе стороны которого были вырыты небольшие помещения (комнаты), напоминающие каюты на пароходе. Было сделано и несколько отсеков, где были более просторные “каюты”.
Основной недостаток – отсутствие вентиляции. Поработаешь с полчаса, делаешься мокрым от духоты и идешь к выходу глотнуть свежего воздуха. Выход же из тоннеля был обращен на запад, то есть 3 сентября находился уже под обстрелом артиллерии противника.
В сентябре 1942 года, когда немцы были уже на окраине Новороссийска, командиру Новороссийской военно-морской базы Г.Н. Холостякову был отдан приказ об эвакуации базы в Геленджик. При этом название у нее так и осталось – Новороссийская.
Для непосредственного управления высадкой десанта Куникова в феврале 1943 года в район Станички был создан передовой командный пункт на 9-м километре Новороссийско-Сухумийского шоссе. Связь отряда с командным пунктом была непрерывной. Первый эшелон был отправлен в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года на катерах с Тонкого мыса.
Как вы можете видеть на карте справа, где указано 9-й км Новороссийского шоссе – второй и третий эшелоны десантников забирались на катера именно отсюда. Читая биографию Сипягина, который командовал силами высадки десанта Куникова, как раз есть упоминание, что после снятия с мели сторожевого катера Сипягина он вместе с рейдовым катером “Сталинец” направился на 9-й км Сухумийского шоссе за вторым эшелоном десанта.
Всего в ночь на 4 февраля в Станичку было высажено 860 бойцов и командиров. Первым эшелоном было направлено 260* бойцов (из них 1 убит, 3 ранено). Следовательно с 9-го км Новороссийского шоссе было переправлено 600 десантников 2 и 3 эшелонами. Не удивительно, что точка посадки была выбрана гораздо ближе к Новороссийску (первый эшелон выходил из Геленджика). Ведь теперь враг был уже более подготовлен к встрече нашего десанта, чем в случае десантирования первого эшелона.
Вот как Владимир Кайда в своей книге ’Атакует морская пехота’ описывает ожидание второго эшелона:
С причала 9-го километра мы видели в районе Станички вспышки взрывов и уже знали, что там идет бой. Всех волновал один вопрос: как там зацепились ребята?
Но вот от причала отшвартовались катера. Полным ходом они шли к западному берегу Цемесской бухты.
Основной десант в Южной Озерейке был неудачен. И те подразделения, которые планировали высадить в Южной Озерейке, были высажены на Станичку. Кроме этого из-под Туапсе в Геленджик были переброшены части и соединения 18-й десантной армии, которые затем были высажены в Станичку. Штаб 18-й десантной армии был развернут в селе Марьина Роща, а вспомогательный пункт Управления – как раз здесь же – на 9-м км Сухумийского шоссе.
Если вы будете с детьми, заранее предупредите их, что входы в командный пункт закрыты, чтобы не было ненужного разочарования.
О том, как выглядел командный пункт как музей в 1974 году при приезде Л.И. Брежнева в Новороссийск – можем прочитать теперь только в книге:
В штабном помещении деревянный стол с развернутой на нем картой боевых действий, полевой телефон, а на стене – шинель с погонами полковника и старый автомат ППШ. Рядом, в маленьком отсеке, – комната отдыха. Здесь, на этом КП, командующий 18-й армией генерал К.Н. Леселидзе, начальник штаба генерал Н.О. Павловский, член Военного совета С.Е. Колонин, начальник политотдела Л.И. Брежнев нередко обсуждали предстоящие боевые операции, отсюда шли приказы частям и соединениям, ведущим бой…
…Сейчас здесь, в помещении полевого КП, не только реликвии прошлого. На стенах множество фотографий тех лет, рассказывающих о героических действиях воинов на “Малой земле” и при штурме Новороссийска.[4]
* данные о количестве человек в десанте Куникова разнятся в разных источниках. Я встречала количество 270, 275. Но все-таки цифру 260 я взяла из наградного листа к приказу о присвоении Куникову звания Героя Советского Союза. А также цифра 260 фигурирует у В.Т. Проценко, причем он дает даже разбивку количества человек по катерам.
Сейчас в интернете очень много всего можно найти, но мне хотелось писать, опираясь на документальные источники. Для этого я использовала книги из Новороссийского музея, которые можно купить в музее, а также книги об участниках событий:
[1] “Место подвига – Новороссийск. Август 1942 – сентябрь 1943 – на левом фланге советско-германского фронта.” Материалы научной конференции. Новороссийск 2014 год.
[2] Исторические записки, выпуск 9. Документы из фондов музея-заповедника. Охремушко П.С. “Боевые действия 47-й армии в Новороссийской оборонительной операции (август-сентябрь 1942). Воспоминания участника обороны”
[3] “Товарищ майор” Межирицкий П.Я.
[4] “В памяти и сердце – навсегда. Новороссийский репортаж” Н.В. Колесов