Щенснович Александр Николаевич – выдающийся инженер (1845 – 1922?)

Возможно вы даже не слышали такой фамилии. Однако этот человек сыграл огромную роль в строительстве первой в мире электростанции трехфазного тока в Новороссийске! Вообще вся семья была очень талантлива. Брат Эдвард (Эдуард) Николаевич – вице-адмирал, герой Русско-японской войны, один из первых организаторов минного и подводного плавания в русском флоте.

Сын – Александр Александрович (скорее всего родился в Новороссийске) – автор радиогидроакустического метода определения места корабля в море.

Ну а теперь поговорим подробнее именно об Александре Николаевиче.

Он родился в 1845 году в семье дворянина в предместье Архангельсва Соломбале, куда был сослан его отец Миколай Войцехович Щенснович (1813-1878). Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте и Морскую Академию в Петербурге. В 1868 году оставил флотскую службу в чине прапорщика Корпуса инженеров-механиков. В 1875 году окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения и с 1881 году стал работать в Обществе Владикавказской железной дороги.[1] Не совсем понятно, какую роль играл Александр Николаевич при строительстве железнодорожной ветки Тихорецкая – Новороссийск, ведь проект строительства был утвержден осенью 1884 года.

А 25 июня 1888 года состоялось долгожданное событие – введение в эксплуатацию жд линии Тихорецкая – Новороссийск. На торжественном открытии присутствовал министр путей сообщения К.Н. Посьет.

С 1891 по 1917 год Александр Николаевич был заведующим технической частью станции Новороссийск Владикавказской железной дороги и возглавлял все технические работы на Новороссийском транспортном узле. Он вел строительство, а затем и эксплуатацию железнодорожного парка, механических мастерских, подъездных путей, пристаней и здания вокзала.

1900-е годы Новороссийск. Сотрудники ж/д станции. 2-й ряд 1-й справа Щенснович А.Н.

В апреле 1891 года началось строительство элеватора. Автором проекта был талантливый инженер Станислав Ипполитович Кербедз.

Также для обеспечения элеватора электроэнергией строилась и первая в мире промышленная электростанция трехфазного тока. Первоначально предполагалось применять здесь постоянный электрический ток, но Щенснович спроектировал для элеватора перспективную систему переменного тока. (Само изобретение трехфазной системы электрического тока является заслугой русского инженера-электрика Михаила Осиповича Доливо-Добровольского. Посещение выставки и знакомство с трудами Михаила Осиповича и изменило решение Щенсновича). Основное оборудование для электростанции было изготовлено в железнодорожных мастерских станции Новороссийск и в мастерской электростанции!

1894 год Новороссийск. Электростанция трехфазного тока Владикавказской ж.д. Фото с сайта www.nvrsk-kostomarovo.ru

Помимо перечисленных выше работ Александр Николаевич в 1904 году был включен в члены комиссии по устройству городского водопровода, в 1912 году он стал членом комиссии по строительству городского театра. Принимал активное участие в работах по освещению улиц, прокладке шоссейных и подъездных дорог, тротуаров.

Александр Николаевич проживал по адресу ул. Тихоступа, 3. Ныне этот дом сохранился. А также у него была дача по улице Красноцементная, 15 а. Это объект культурного наследия, однако находится сейчас в удручающем виде.

Дача Щенсновича, 2019 год. Фото с сайта www.nvrsk-kostomarovo.ru

Весной 1917 года Александр Николаевич в возрасте 72 лет подал прошение об отставке, получил от Министерства путей сообщения отказ. Однако он в том же 1917 году все-таки уехал из Новороссийска в Хабаровск (думается, что здесь сыграли роль революционные настроения масс). По дате смерти есть противоречия, кто-то указывает 1922 год, кто-то более поздний год.

Обнаружила вот такую работу Александра Николаевича в Российской государственной библиотеке – 1885 год “Об инжекторе для питания котлов, действующих отработанным паром”.

Здание машинного отделения электростанции сохранилось до наших дней. Раньше на ней располагалась мемориальная доска об этом уникальном здании и упоминалась фамилия Щенснович. Сейчас мемориальной доски на доме нет.

Кстати, сын Александра Николаевича, о котором упоминали в начале, окончил Морской корпус в 1906 году и служил в Балтийском флоте. Участвовал в Первой мировой войне, имел награды. В 1919 году выехал в Стокгольм, а затем во Францию. Жил и умер в Париже.

При написании материала я использовала следующие источники:

[1] “Поляки в России: эпохи и судьбы”. Автор статьи Александр Селицкий.

[2] Польские ведомости, 2010 , № 2 (27), автор статьи Александр Селицкий.

[3] Буравкин В.А., Картавцева В.И. «Новороссийский элеватор. Из прошлого в будущее»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.