Элеватор – крупнейший в Европе

Говорить о строительство элеватора необходимо в контексте строительства железнодорожной дороги Тихорецкая – Новороссийск. Так как одной из причин постройки этой ветки и было экспортирование зерна. А также для нужд элеватора была построена электростанция. И выдающийся инженер Александр Николаевич Щенснович принимал непосредственное участие в этих грандиозных проектах.

Новороссийский элеватор. 1906 г. Открытка братьев Борисовых.

В 1890 году были построены временные механические мастерские новороссийского элеватора. Они выполняли заказы для строящегося элеватора, выпускали металлоизделия, транспортные средства для перевозки сыпучих грузов. Мастерские были небольшие, зимой не отапливались, освещались керосиновыми лампами, все работы выполнялись вручную. Рабочий день продолжался 12 часов. Сами рабочие жили в землянках, вырытых за мастерскими в ущельях гор.

(В.Е. Анибалов “Имени Новороссийской Республики”. Краснодар, 1979 г., стр. 6)

В апреле 1891 года началось строительство элеватора.

Новороссийский силосный амбар-элеватор, по типу своего устройства принадлежит к американской системе. В видах безопасности от огня, он построен исключительно из камня, кирпича и железа и состоит из трех корпусов: двух боковых и среднего с доминирующей над зданием башней. Фундамент элеватора заложен в скалистом грунте. Подошва фундамента среднего корпуса находится на 3,9 сажень ниже уровня рельсов, образуя котлован среднего этажа. Цоколь наружных стен элеватора на высоте 4,05 сажень над тем же уровнем выведен из местного песчаника, а выше этого – цоколь из кирпича. Из того же материала сложены силосы (закрома), имеющие в плане, большей частью, форму шестиугольников, за исключением боковых. Вся кладка элеватора произведена на цементном растворе.

(“Портовые устройства Общества Владикавказской железной дороги и обзор коммерческой деятельности дороги в Новороссийске на 1-е января 1896 года” Издание Правления Общества Владикавказской железной дороги, СПб, 1896 г, стр 9-10).

11 октября 1891 года закончено строительство котлована под фундамент элеватора. А 15 октября начата кладка фундамента.

По архивным данным предполагались следующие расходы:

  • постройка здания 894 404 рублей 24 копейки
  • оборудование здания 113 089 рублей 31 копейка
  • 14 каменных амбаров 1 064 463 рублей 63 копейки
  • устройство электростанции 403 474 рублей 97 копеек
  • прокладка сети проводов 54 840 рублей.

В 1893 году завершено строительство электростанции трехфазного тока. Станция имела 4 генератора по 300 киловатт и около 100 асинхронных электродвигателей. Общая мощность электростанции составляла 1260 киловатт. Электричество было необходимо для приведения в движение механизмов для погрузочно-разгрузочной работы. Чертежи электростанции выполнила швейцарская фирма “Броун-Боверн”. А электрооборудование было изготовлено на месте в механических мастерских элеватора, о которых мы говорили выше.

В октябре 1894 года состоялся пуск в эксплуатацию элеватора и электростанции. Таким образом строительство элеватора заняло 3 года.

[1] Герасименко А, Санеев С. «Новороссийск: от укрепления к губернскому городу».

[2] Буравкин В.А., Картавцева В.И. «Новороссийский элеватор. Из прошлого в будущее»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.